В становлении, развитии, совершенствовании учебного процесса, технологий и методов обучения можно выделить несколько этапов.

1 этап – становление. Период становления вуза совпадает с периодом становления молодого независимого государства и перед вузом стояли задачи, связанные с организацией образовательного процесса. В сложный период планированием и организацией учебного процесса руководила Байбулатова Кенжегайша Сарсенбаевна, которая занимала должности начальника учебного отдела, затем проректора по учебно-методической работе (1996 – 2000 гг.).

Постепенно в вузе налаживалась учебно-методическая работа, росло методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, разрабатывались рабочие учебные программы по элективным дисциплинам. Параллельно осуществлялась работа по разработке методических указаний, выполнению курсовых и дипломных работ, организации и проведению всех видов практик, проведению лабораторных, практических, семинарских занятий.

Одновременно принимались меры по укреплению материальной базы. Проводилось строительство нового 3-х этажного учебного корпуса, который введен в эксплуатацию в 2003 году. Осуществлялась работа по оснащению материальной базы техническими средствами обучения, создавались лингофонные кабинеты, компьютерные классы с программным обеспечением.

Ежегодно проводились методические недели кафедр, в рамках которой происходил обмен опытом по применению новых инновационных методов в учебном процессе. Организовывались внеурочные мероприятия, направленные на развитие профессиональных навыков, привлекательность к избранной специальности, профессиональную адаптацию в условиях перехода к рыночной экономике.

Учитывая важные государственные задачи по дальнейшему укреплению роли современных информационных технологий в учебном процессе, в 2000 году вуз получил лицензии по новым специальностям «Информационные системы», «Вычислительная  техника и программное обеспечение». Позже в 2003 году осуществлялась подготовка кадров по программам магистратуры.

Под руководством начальника учебно-методического управления Измайловой Елизаветы Федоровны (2000 — 2010гг.) и проректора по учебной работе Байдильдановой Лауры Берикхановны  (2004-2011гг.) в вузе была внедрена кредитная технология обучения.

Кредитная технология требовала кардинального изменения подходов к сложившимся представлениям о высшей школе и роли педагога в учебном процессе. Как известно, главной задачей кредитной системы обучения является научить студента самостоятельно получать знания, уметь ориентироваться в огромном информационном потоке. В то время перестройка сознания студентов и преподавателей в данном направлении давалась нелегко. Руководство вуза, осознавая трудности, регулярно проводило различные методические семинары, открытые занятия с использованием новейших обучающих технологий, а также укреплялась обратная связь с потребителями – работодателями.

Внедрение кредитной системы внесло коррективы в организацию учебного процесса, при этом возникла необходимость использования IT–технологий не только в преподавании, но и при контроле знаний студентов.

В создание информационно-коммуникационной системы вуза, тестовых программ большой вклад внесли наши выпускники — начальник компьютерного центра Сапаров Медет Мухаметкалиевич и Ильясов Тимур.

В условиях кредитного образования, когда основная нагрузка по изучению материала возлагается на студентов в виде самостоятельной работы или самостоятельной работы под руководством преподавателя, встала необходимость поиска новых форм и методов организации видов учебных занятий (лекций, практических занятий, СРСП). Решая данную проблему, ППС вуза провел работу по изучению теоретических аспектов ряда технологий и внедрению их в учебный процесс. К примеру, внедрена технология имитационного моделирования, которую преподаватели эффективно использовали в ходе преподавания прикладных дисциплин.

В качестве эффективных методик использовалась деловая игра, которая применялась для закрепления пройденного материала и контроля знаний по финансовым дисциплинам: «Организация налоговой службы в РК», «Страхование», «Банковское дело», «Деньги. Кредит. Банки».

Многие преподаватели стремились найти свой подход к обучению. Так,  преподаватели финансово-экономического и учетного циклов дисциплин эффективно использовали в учебном процессе технологии проблемного обучения, сотрудничества, интерактивного обучения и информационные  технологии.

Большую роль в формировании навыков самостоятельного учебного труда у студентов сыграла опытный преподаватель — доцент Нефедова Людмила Федоровна. Она проводила большое количество мастер-классов по организации брифингов, круглых столов, посвященных обсуждению отдельных вопросов экономики, социальных программ, задач, поставленных  Главой государства в ежегодном Послании народу Казахстана. Следует отметить, что данные мероприятия Нефедова Л.Ф. умело организовывала со студентами младших курсов.

         Внедряя в учебный процесс новые педагогические технологии, преподаватели использовали такие активные формы и методы обучения как: лекция-презентация, проблемное изложение материала, эвристическая беседа, деловые игры, блиц-опрос, кейс-анализы, презентация творческих работ.

В  целях содействия личностному развитию и профессиональному росту начинающих педагогов, оказания  помощи  молодым коллегам в выработке своей системы преподавания, формировании индивидуального стиля творческой деятельности в вузе с 2004 функционирует Школа молодого педагога. Первым руководителем названной Школы был доцент Юрин Сергей Миронович.

2 этап – развитие. Следующим этапом совершенствования учебного процесса является систематизация накопленного опыта по кредитной технологии обучения и переход к модульной технологии.

Проведена систематизация учебной документации, выработан единый подход к формированию учебно-методических комплексов специальностей и дисциплин, каталога элективных дисциплин, модульных образовательных программ по уровням и направлениям подготовки.

Каталоги элективных дисциплин составляются в разрезе направлений подготовки обучения, где определено соответствие тематики дисциплин и содержание профессиональных компетенций требованиям потребности рынка труда и квалификационной характеристике  специалиста. Ежегодно элективные дисциплины в Каталогах согласовываются с ведущими специалистами финансовых организаций, государственных учреждений, предприятий города Семей.

Дисциплины расположены с учетом логической последовательности изучаемых дисциплин с достаточным объемом кредитов (академических часов).

Модульные образовательные программы разрабатывались в контексте компетентной модели подготовки специалистов. Компетенции включают знание, умение, навыки, а также знание как действовать и что предпринимать.

Сочетание модулей обеспечивает необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения определенной категории обучающихся и реализации дидактических и профессиональных целей.

Являясь ровесником независимости нашего государства, вуз прошел все этапы реформирования системы образования, отражая основные стратегические направления реформ.

          Основные векторы стратегии развития вуза включают в себя миссию, видение, цели и задачи университета. Основные направления образовательной деятельности вуза связаны с государственной политикой в области образования и науки, а также задачами, поставленными Главой государства.

          Ректорат определил перед коллективом ряд стратегических задач дальнейшего развития вуза. В числе приоритетов развития — это подготовка инновационных специалистов, востребованных в системе высшего образования.

          Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев  особое внимание обращает на укрепление связей между учреждениями образования, производством, бизнесом, рынком труда. В связи с этим, главным направлением деятельности университета явилось выполнение задач, поставленных в очередном Послании Главы государства народу Казахстана  «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», в части формирования в ближайшие 2-3 года  ядра национальной системы дуального профессионального образования. С этой целью в вузе были совершенствованы формы взаимодействия выпускников с потенциальными потребителями. Основой социального партнерства в области профессионального образования является  повышение качества учебного процесса, приближение уровня квалификации кадров к потребностям рынка труда, дальнейшее укрепление взаимосвязи обучения с производством.

           Для решения поставленных задач необходимым условием явилось не только высокий уровень профессорско-преподавательского состава, но и оснащенность материально-технической базы современными техническими и информационными ресурсами. Наряду с обновлением и увеличением технических средств обучения модернизированы объекты с общественным статусом: общежития, актовые залы, холлы, тренажерные залы. Созданы необходимые условия для проведения лабораторных и практических занятий, деловых игр, мастер классов, тренингов по всем специальностям: специализированные кабинеты, лаборатории, зал судебных заседаний, кабинет криминалистики, студии и др.

           3 этап – совершенствование. На сегодняшний день перед вузом стоят новые задачи по повышению качества высшего образования, соответствующего самым высоким международным требованиям.

          Придание учебному заведению в 2013 году статуса университета повысило образовательную планку и уровень профессорско-преподавательского состава.

           Сегодня академическая деятельность вуза направлена на обеспечение восточного региона республики  конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием в финансово-экономической, образовательной, технической, туристической сферах.

           Основными результатами образовательной деятельности вуза за 2013 — 2017 годы являются:

          1) успешное прохождение государственной аттестации Министерства образования и науки РК сроком на 5 лет;

          2) переход на модульную систему обучения в 2015 году по всем образовательным программам специальностей высшего и послевузовского образования с учетом предложений предприятий и рынка труда;

3) внедрение дистанционной технологии обучения;

4) внедрение дуального и трехъязычного обучения в 2016 году;

5) организация учебного процесса по структурно-логической схеме по всем специальностям.

В целом образовательная деятельность в вузе планируется и организовывается на основании законов, нормативных правовых документов и контролируется непосредственно Президентом вуза.

Как известно, государственная политика в области образования ставит амбициозные задачи перед вузами. В частности, приоритетом высшего и послевузовского образования Казахстана обозначено триединство образования, науки и производства. В данном направлении университет заключил договоры с государственными учреждениями и субъектами бизнес-структур о проведении практических занятий на производстве. Таким образом, в учебный процесс внедрено дуальное обучение.

          Базами дуального обучения для специальности «Учет и аудит» являются Семейская кондитерская фабрика «Kondiz», ТОО «КазахЦемент», ТОО «Семей Шпалопропиточный завод»; по специальности «Туризм» — ТОО «Гостевой дом Бинар», ТОО «Тогас-Интурсервис»; по специальности «Финансы» — филиалы АО «БанкЦентрКредит», АО «Нурбанк», управление государственных доходов по городу Семей; по специальности «Юриспруденция» Суд №2 города Семей и Семейский городской суд; по специальности «Педагогика и психология» — городская средняя школа №17.

          Кроме того, в  2015-2016 учебном году в учебный процесс введено трехъязычное обучение. Данное новшество связано с реализацией Послания Президента Республики Казахстан «Новый Казахстан в новом мире». В настоящее время во всех группах ведутся занятия на языке обучения, не на языке обучения, в отдельных группах занятия проводятся на английском языке.

          Принимаются меры по повышению квалификации преподавателей, формированию преподавательского корпуса новой формации, способных работать в полиязычной среде. В настоящее время около 64% ППС ведут занятия на двух языках (на русском и казахском, или на русском и английском), 13% преподавателей ведут занятия на трёх языках.

           Современная система образования не имеет границ. Преподаватели и студенты имеют возможность в рамках одной образовательной программы получать знания в нескольких учебных заведениях путем академической мобильности.

           Академическая мобильность в университете осуществляется поcредством реализации следующих механизмов:

            — организация летнего семестра для освоения модулей образовательных программ с приглашением преподавателей и студентов из других вузов;

          — изучение обучающимися отдельных дисциплин или модулей образовательных программ в других организациях образования республики, а также за рубежом;

          — выезд студентов за рубеж на практическую подготовку по своим образовательным программам;

          — освоение дополнительных образовательных программ и курсов посредством дистанционных технологий.

          В университете разработан план по академической мобильности обучающихся и профессорско-преподавательского состава.

          По программам академической мобильности за последние 3 года 21 обучающийся специальностей «Юриспруденция», «Учет и аудит»,                   «Финансы», «Иностранный язык: два иностранных языка», «Педагогика и психология», «Психология» прошли модульное обучение в казахстанских и зарубежных высших учебных заведениях.

           А также в рамках договора о международном сотрудничестве и академической мобильности доктор юридических наук, профессор КИУ Матаева М.Х. была приглашена для чтения лекций по юридическим дисциплинам в Академическую академию экономики и права (г.Барнаул, РФ). В 2015-2016 учебном году в Казахстанский инновационный университет для чтения лекций по экономическому направлению были приглашены доктор юридических наук, профессор Плаксина Т.А. (г. Барнаул, РФ), доктор экономических наук, профессор Спанов М.У. (г. Алматы).

           Работа в данном направлении будет продолжена в рамках договоров, заключенных с ведущими вузами ближнего и дальнего зарубежья: Словацким университетом сельского хозяйства (г.Нитра, Словакия), Киргизско-Российским Славянским университетом (г. Бишкек Киргизия), Новосибирским филиалом Российского экономического университета имени В.Г. Плеханова, Алтайским государственным университетом (г.Барнаул, РФ) и др.

 В  2013 году были приняты меры по внедрению дистанционной технологии обучения (ДОТ).

Реализация дистанционных образовательных технологий в вузе осуществляется с использованием  следующих технологий:

   1) кейсовой технологии (технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумажных, электронных и прочих носителях и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения). По данной технологии обучаются студенты старших курсов;

   2) сетевой технологии (технология, включающая обеспечение учебно-методическими материалами, формы интерактивного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, а также администрирование учебного процесса на основе использования сети Интернет).

  Сетевая технология внедрена в 2016-2017 учебном году, по ней обучаются студенты первого курса.

В целях совершенствования дистанционной технологии обучения позже в 2016 году начальником Центра инновационных технологий обучения Оспановой Д.М. совместно с начальником Центра информационных технологий Поповым А.С. внедрена эффективная программа Moodle. Данная программа позволяет студентам в любое время суток изучать свои дисциплины, выполнять задания, оставлять и получать сообщения от преподавателей, проходить различные формы контроля, узнавать свои оценки и рейтинги допуска на экзамены.

  Таким образом, информационная программа Moodle предусматривает создание, передачу и хранение учебных материалов на электронных носителях и сопровождение учебного процесса.