Домой Новости Критическое и креативное мышление в педагогической науке

Критическое и креативное мышление в педагогической науке

81

С 19 по 23 февраля 2018 доктором философии, профессором Технического  университета Варны Буюклиевым Николаем были проведены курсы повышения квалификации по креативному и критическому мышлению для профессорско-преподавательского состава Казахстанского инновационного университета. Названная проблема — это  необходимое явление для современного процесса образования.

На первый взгляд, критическое и креативное мышление выглядят противоположными формами – первое, основано на рациональных и осознанных процессах, понятно и изучаемо; второе, основано на иррациональных или несознательных силах, неуловимо и необъяснимо. Но в этих взглядах мало истины. Истина в них лишь в том, что нет известного способа “создать“ гениев или заставить студенческую молодежь постоянно генерировать новаторские решения и идеи.

Чтобы жить полноценно, надо интегрировать и использовать интеллектуальные стандарты оценки нашего мышления (критичность). В то же время необходимо генерировать – через творческие действия мозга – продукты, которые должны быть оценены.

Если понять истинную суть критического и креативного мышления, можно научиться их распознавать как неразделимые, интегрированные и единые.

Воображение и разум — неделимая команда. Изучение их в тандеме гарантирует более полное и ясное понимание сущности мыслей, действий и поступков.

Данный курс был сфокусирован на развитии умений критического и креативного мышления, необходимых для анализа и решения проблем, выработки стратегии и формулировки аргументированной точки зрения  по ключевым академическим, социальным и профессиональным вопросам. Креативное мышление  зависит от умения мыслить критически.

Основной акцент делался на знании:

— критического мышления  как набора интеллектуальных навыков и психологических привычек, которые облегчают решение проблем;

-правил и рамок критического мышления, свободы и необъятности креативного мышления;

— шаблонного и нешаблонного мышления;

-взаимодействия между врожденной интеллигентностью, средой и самомотивацией.

Любая дисциплина, любой курс хорошо осваивается студентами в том случае, если преподаватель создает все условия для коммуникации, постоянно взаимодействует с  аудиторией и строит  диалог,  выводит студента из привычной формы размышления. Даже короткие дискуссии вносят оживление  в учебный процесс, тем самым формируя  у них навыки сопоставления, сравнения и анализа различных установок  Главное  в новых формах обучения — ни в коем случае не подавлять интуицию студента. Его  следует поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи, формировать  уверенность в своих силах. Важным является — не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства, учить применять получаемые знания.

С этой целью в программе курса особое внимание было обращено на упражнения, способствующие развитию критического и креативного мышления студентов: Как создать интеллект-карты? Линейные игры для ума. Интуитивные игры для ума.  Латеральные загадки.

Занятия прошли в интересной, совместно увлеченной и качественно построенной технологии обучения.